До зимы осталось совсем чуть-чуть, а это значит, что автомобилистам стоит уделить внимание работе аккумуляторов. Чтобы завестись морозным зимним утром, нужно точно знать, что батарея не подведет. Как устроены современные аккумуляторы и на какие параметры нужно обращать внимание при выборе – тема нашего сегодняшнего FAQ.
Несмотря на то, что на дворе 21 век и прогресс достиг небывалых высот, принцип работы аккумуляторных батарей (АКБ) не изменился с 1860-го года. Тогда французский изобретатель Гастон Планте представил публике первую АКБ – она занимала площадь более 10 квадратных метров, а время зарядки занимало месяцы. Странно, но с тех пор принцип работы батарей остается прежним – свинец и электролит.
Изначально пластины аккумуляторов производились из чистого свинца, но поскольку этот материал недостаточно устойчив, то производителям пришлось улучшать его механические свойства. В свинец стали добавлять сурьму.
Такой способ оказался не идеальным: при легировании свинца сурьмой гидролиз воды в происходит при нормальном режиме работы аккумулятора, когда напряжение в электрической системе автомобиля составляет 12 вольт. А если вода из электролита испаряется, то аккумулятор перестает работать. Поэтому за такими батареями нужно внимательно следить: уровень жидкости должен перекрывать верхние края решетки.
Впоследствии было замечено, что если вместо сурьмы использовать другой материал – кальциевый свинец, – то гидролиза не происходит даже при напряжении свыше 16 вольт. Впрочем, производители добились почти таких же результатов и при использовании сурьмы, просто добавлять ее стали меньше.
В результате сейчас различают четыре вида аккумуляторных батарей: обслуживаемые (те самые, в которые нужно доливать дистиллированную воду), малосурьямистые, кальциевые и комбинированные (это когда отрицательные состоят из кальциевого свинца, а положительные – из малосурьямистого). Комбинированные АКБ стали использовать из-за того, что при долгой разрядке кальциевые батареи покрываются налетом сульфата кальция, а это останавливает электрохимические реакции.
На что смотреть на этикетке
Из обозначений, которые используют производители современных аккумуляторных батарей, стоит обратить внимание на несколько:
12V, 55Ah, R.C. 90 min, ССА (-18): BCI 400, IEC 275, DIN 255.
Первое – это емкость аккумуляторной батареи, выраженная в ампер-часах – Ah. Чем выше это значение, тем дольше аккумулятор сможет подавать ток. Нужно заметить, что электрические системы автомобилей (сеть, генератор и тому подобное) всегда рассчитаны на определенную емкость АКБ. Если производитель вашей машины предписывает использовать батарею, допустим, на 55 ампер-часов, то так и нужно поступать, иначе электрика не выдержит и «умрет».
Второе – это резервная емкость – R.C. (reserve capacity). Этот параметр показывает интервал времени (в минутах), в течение которого аккумулятор способен давать ток (то есть в течение какого времени он сможет подменять собой вышедший из строя генератор).
Последние показатели, но первые по важности в условиях зимы – это сила пусковой тока АКБ при низких температурах. Для определения этого параметра сначала батарею морозят до температуры 18 градусов, а потом замеряют силу тока, который она выдает в течение определенного времени. BCI, IEC, DIN — это разные способы тестирования, отличающиеся такими деталями, как время полной нагрузки (30, 60, 150 секунд соответственно) и конечное напряжение (7,2 В, 8,4 В, 6,0 В). Например, надпись BCI 400 означает, что в течение 30 секунд аккумуляторная батарея выдает ток силой в 400 ампер. Чем выше это значение, тем больше вероятность завестись в мороз.