Из ниоткуда вдруг перед самым бампером появляется пешеход, времени для маневра нет, но вы все равно отчаянно пытаетесь увернуться. Через мгновение вы слышите звук удара и всем телом ощущаете импульс, прошедший по кузову автомобиля. Сбитое тело лежит в придорожной грязи, а вы стоите и медленно осознаете суть и последствия происшедшего.
Суть, кстати, очень часто заключается в простой детали: на многих дорогах отсутствуют тротуары и люди вынуждены ходить по обочине проезжей части. В это время здесь же другие люди мчатся на своих автомобилях сквозь кромешный мрак, с трудом угадывая в свете фар ямы и колдобины. Заранее разглядеть пешехода на краю дороги достаточно сложно.
Город, который по идее должен быть для людей, в таких местах превращается в зону постоянного риска, не говоря уж о простом неудобстве для пешеходов. Например, чтобы на некоторых участках Тутаевского шоссе дойти до остановки, нужно идти либо по грязному месиву рядом с дорогой, либо по проезжей части, зачастую впритирку с несущимися машинами. Также дела обстоят на многих дорогах в промышленной зоне – например, на Промышленном шоссе. Нет тротуаров и на участках улицы Мельничной во Фрунзенском районе. Участок дороги от улицы Магистральной до Комсомольской площади тоже, по всей видимости, не предназначен для безопасного передвижения пешеходов – тротуаров нет до самого моста через Которосль.
В целом по Ярославлю таких мест много, кроме того, люди часто вынуждены идти по проезжей части потому, что по тротуарам пройти невозможно – грязно и лужи кругом. Естественно, в таких случаях пешеходы выбирают движение по дороге, тем самым создавая автомобилистам дополнительные помехи.
«Ну, а что мне делать, если по тротуару идти невозможно? – вопрошает житель Ярославля Евгений. – Попробуйте пройти по пешеходной дорожке на Слепнева весной или после сильного дождя – по колено в грязи и воде. Конечно, я пойду по дороге. Деваться-то некуда. Машины же не трамваи, объедут».
Но все-таки машины не всегда успевают объезжать. Автомобилисты – не роботы и ночным зрением не обладают. Пешеходу кажется, что на дороге его невозможно не заметить – ведь у машин есть фары. Но фары помогают несильно.
«Мой страшный сон – наехать на пешехода в такой тьме, – пишет читатель портала 76.ru Владимир. – У нас же люди все практичные, осенью наряжаются в черное все, попробуй увидь. Я быстро не езжу, но пучок фар имеет узкую ширину. Как разглядеть что сбоку кто-то бежит?».
В городском отделе ГИБДД говорят, что для Ярославля эта проблема не самая большая, особой статистики по сбитым из-за отсутствия тротуаров пешеходам здесь не ведут. Однако признают, что этот вопрос напрямую связан с безопасностью, и решать его нужно.
«Конечно, пешеходные и транспортные потоки на дороге должны быть разделены, – говорит начальник Отдела ГИБДД по Ярославлю Анатолий Паремский. – Чтобы обеспечить максимальную безопасность, нужно устанавливать бордюры и тротуары. Но у нас, к сожалению, есть дороги без этого. В таких случаях пешеходы должны соблюдать ПДД – там прописано, что идти нужно по левой стороне дороги. И неплохо было бы носить яркую одежду и светоотражающие элементы – фликеры».
В департаменте городского хозяйства мэрии ранее заявляли, что пешеходные дорожки на Тутаевском шоссе появятся в следующем году. Как будут обстоять дела на других проблемных участках, неизвестно. Ну а пока городские власти по мере возможностей улучшают обстановку, водителям можно порекомендовать ряд простых мер, которые способны снизить риск.
Нужно внимательно отнестись к состоянию светотехники автомобиля. Многие автовладельцы придают своим фарам слишком мало значения, а зря – настроенное освещение может спасти чью-то жизнь и вашу совесть. Правильно выставить направление света можно почти на любом сервисе, а если немного углубиться в этот вопрос, то это вполне можно сделать и самостоятельно. Чистота фар, разумеется, тоже играет большую роль.
Кроме того, необходимо отслеживать, есть ли на вашей дороге пешеходные зоны. Если нет, то будьте готовы к появлению на обочине человека. Не повторяйте главную ошибку новичков за рулем – не жмитесь к обочине. Лучше держитесь ближе к осевой линии – в темноте встречный автомобиль заметить гораздо легче, чем пешехода. Конечно, с точки зрения Правил, такой совет не совсем корректен, но в наших реалиях он выглядит уместно.