»нженер1
ћодератор
#1 16 €нвар€ 2013
ќтветить ÷итировать
 ак известно, —Ў√Ё—, вышла из под контрол€ вс€ких рыжих ваучеров 17 августа 2009 года.

„его только краснобаи от прав€щей верхушки не говорили!

» турбина, ¬ќѕ–≈ » «ј ќЌјћ ‘»«» », ¬«Ћ≈“≈Ћј ¬¬≈–’!- сказал с экрана телевизора глава –остехнадзора Ќиколай  утьин.

¬ысший бал на конкурсе лжецов.

ќфициальный акт расследовани€ аварии —Ў√Ё—, можно посмотреть здесь.



Ќеофициальных мнений о причинах, ходе аварии и последствий - великое множество.

  примеру —а€но-Ўушенский блеф

ћнение автора детализировано, букавок много.

≈сли человек заранее готов к смерти, то ни его умени€, ни его разум ему не помогут, потому что они мертвы.

 »нженер1
ћодератор
#2 16 €нвар€ 2013
ќтветить ÷итировать
Ќо друга€ стать€, с разбором в духе ўекочихина была помещена на сайте polit.ru, которую перепечатали большинство технических специалистов, с критическим взгл€дом на действительность. —а€но-Ўушенска€ √Ё—:¬осстание машин, которую € и перепечатываю здесь (букавок поменьше, чем в —а€но-Ўушенский блеф).

≈сли человек заранее готов к смерти, то ни его умени€, ни его разум ему не помогут, потому что они мертвы.

 »нженер1
ћодератор
#3 16 €нвар€ 2013
ќтветить ÷итировать
7.11.2009 17 августа 2009 г. на самой крупной в –оссии —а€но-Ўушенской √Ё— им. ѕ.—.Ќепорожнего[1] произошла чудовищна€ авари€. ¬прочем, к тому, что случилось, слово Ђавари€ї не очень подходит, больше годитс€ Ђкатастрофаї. ѕросто в определени€х 116-‘« от 21.07.1997 Ђќ промышленной безопасности опасных производственных объектовї термин Ђкатастрофаї отсутствует, а авари€ Ц это Ђразрушение сооружений и (или) технических устройств, примен€емых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществї.



„ерез 50 дней на сайте ‘едеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (–остехнадзор) по€вилось уведомление: служба Ђпредоставит —ћ» копию јкта технического расследовани€ причин аварии на —Ў√Ё—ї, но Ђв св€зи с техническими проблемами, вызванными большим количеством обращений на сайт по факту публикации јкта, было прин€то решение, что данный документ будет рассылатьс€ по факту обращени€ в пресс-службу ведомства. Ѕлагодарим за пониманиеї. –едакци€ Ђ√орода 812ї сразу обратилась, но ответа не последовало. —пуст€ несколько дней акт обнаружилс€ в интернете.



я решил разобратьс€ в технических детал€х, поскольку закончил факультет автоматизации управлени€ ѕолитехнического института по специальности ЂЁлектропривод и автоматизаци€ промышленных установокї и имею квалификацию инженера-электромеханика. — мысл€ми, возникшими у мен€ при изучении акта –остехнадзора, € хочу поделитьс€ с читател€ми. Ёто, мне кажетс€, тем важнее, что в —ћ» акт и саму аварию, а также кардинальные ошибки проекта и эксплуатации, приведшие к аварии, всерьез не анализировали, ограничившись Ђскандальнымиї детал€ми ремонта. Ќа самом деле подлинна€ скандальность истории лежит глубже и куда скандальнее, чем эти ремонты.



«абега€ вперед, скажу три вещи. ¬о-первых, поскольку среди причин аварии есть грубейшие и самые элементарные ошибки в проектировании системы управлени€ гидроагрегатами √Ё— и в их эксплуатации, можно сделать вывод, что еще не было случа€, когда бы российские инженеры так опозорились, как это имело место здесь. ѕри внимательном изучении акта вс€ истори€ оказалась гораздо ужаснее, чем это казалось при поверхностном знакомстве. ¬месте с тем, вышедшие статьи написаны дилетантами и не позвол€ют читающей публике пон€ть всю глубину ужаса, вызванного тем, что ошибки допущены самые элементарные.



¬о-вторых, сам акт составлен наспех, содержит большое количество случайных мелких ошибок (вроде перепутанных дат и путаницы со временем иркутским и московским) и не содержит исследовани€ некоторых ключевых вопросов. ¬озникает ощущение, что составители акта выбрали определенных виновников и хотели сразу навести следствие именно на них, поэтому некоторые существенные аспекты не исследовали.



¬-третьих, истори€ создани€ —Ў√Ё— и вы€влени€ причин аварии 2009 г. как на разрезе показывает все пороки как советской, так и постсоветской промышленности и экономики 1970 Ц 2000 гг. ѕоказать пороки советской системы очень важно с учетом абсолютно неоправданной идеализации брежневского периода, котора€ сейчас распространилась.

≈сли человек заранее готов к смерти, то ни его умени€, ни его разум ему не помогут, потому что они мертвы.

 »нженер1
ћодератор
#4 16 €нвар€ 2013
ќтветить ÷итировать
 омисси€



ѕервый же вопрос св€зан с составом комиссии. ¬о-первых, в комиссии 29 человек, включа€ председател€, однако из них только 9 человек не имели непосредственного отношени€ к самой √Ё—, к ≈нисейскому управлению –остехнадзора и к ќјќ Ђ–ус√идрої, в состав которого √Ё— входит. ќстальные 20 так или иначе причастны к этим организаци€м, допустившим череду событий, приведших к аварии, причем особенно это касаетс€ контролирующей организации Ц ≈нисейского управлени€ –остехнадзора, которое без труда могло бы, если бы нормально работало, вы€вить все обсто€тельства, которые привели к аварии, и воврем€ скорректировать эксплуатацию √Ё—.



ќднако воврем€ ничего сделано не было, и в числе тех, кто несет пр€мую ответственность за аварию, наход€тс€ сотрудники ≈нисейского управлени€, которые к тому же год назад €кобы провер€ли —Ў√Ё—. ¬ чем состо€ла проверка Ц неизвестно, в акте про это, естественно ни слова, но и они виноваты в случившемс€. ќднако числом 13 человек сотрудники ≈нисейского управлени€ были введены в состав комиссии, котора€ из-за этого не может считатьс€ независимой. ѕричем, речь идет не просто о неких упущени€х, а о том, что погибло ни много ни мало 76 человек и имеютс€ кошмарные последстви€ в смысле материальных потерь. » в таких услови€х назначать в комиссию тех, кто своевременно не предупредил о надвигающейс€ аварии то ли в силу какой-то заинтересованности, то ли просто из-за некомпетентности, безнравственно.



¬торой вопрос св€зан с фигурой председател€ комиссии Ц Ќикола€ √еоргиевича  утьина, он же Ц руководитель –остехнадзора. ≈стественно, из ѕетербурга, естественно, из какой-то Ђкомандыї: пишут, что он был помощником председател€  расногвардейского райисполкома —ерге€ Ѕел€ева, потом, как нитка за иголкой, попал в  ”√», когда руководителем там был —.Ѕел€ев Ц  утьин стал его замом. ¬ходил в кружок Ђмолодых экономистовї „убайса Ц ћаневича.  арьера на этом не остановилась, в итоге  утьин возглавил –остехнадзор. ѕресса писала, что  утьин был одним из немногих администраторов федеральных ведомств, который признал, что у него в подчинении находитс€ много вз€точников. ¬ течение полугода он уволил 46 из 84 администраторов региональных отделений ведомства, и это аттестует его с хорошей стороны. ѕроблема в другом:  утьин закончил ћосковский новый юридический институт и в декабре 2001 года в »нституте международного права и экономики имени ј.—.√рибоедова защитил диссертацию на тему Ђ”головно-правовые и криминологические проблемы борьбы с преступлени€ми в кредитно-банковской сфереї.



ќтсюда вопрос: этот ли человек должен как руководитель комиссии участвовать в вы€влении причин возгораний в слаботочных цеп€х, в оценке эффективности дугогашени€ с помощью  ј√-15,75 и в анализе специфики функционировани€ группового регул€тора активной и реактивной мощности вкупе с электрогидравлическими колонками? ”верен, что нет. Ќужен технический специалист с инженерной квалификацией, имеющий также юридическую подготовку. “акие наверн€ка есть. Ќо у нас же подбирают по другому принципу: из своего кружка, группы или клана (ленинградских чекистов).

≈сли человек заранее готов к смерти, то ни его умени€, ни его разум ему не помогут, потому что они мертвы.

 »нженер1
ћодератор
#5 16 €нвар€ 2013
ќтветить ÷итировать
√идротурбина: ликбез



ƒумаю, что стоит привести некоторые сведени€ об устройстве гидротурбины привести: это потом поможет пон€ть технические детали акта. ћежду прочим, толкова€ стать€ помещена в 3-м издании Ѕ—Ё (т. 6), есть сведени€ и в интернете.



“урбина преобразует механическую энергию воды в энергию вращающегос€ вала. √идротурбины —Ў√Ё— относ€тс€ к типу реактивных радиально-осевых (–ќ-230/833-¬-677). ќсновным рабочим органом €вл€етс€ рабочее колесо (– ) с лопаст€ми, напоминающее пропеллер. ƒиаметр 6,77 м. ¬ода подводитс€ к –  через направл€ющий аппарат (Ќј) Ц специальное устройство, обеспечивающее падение воды на лопасти – . √идротурбина и электрический генератор обход€тс€ дешевле при увеличении частоты их вращени€, поэтому стрем€тс€ строить гидротурбины с наибольшей быстроходностью (частотой вращени€ вала), чему преп€тствует €вление кавитации.



явление это св€зано с образованием в жидкости пузырьков, заполненных газом, паром или их смесью. —окращение этих пузырьков приводит к возникновению звукового импульса, в то же врем€ €вл€ющегос€ гидравлическим ударом, а их многократное повторение приводит к разрушению (кавитационной эрозии) поверхности обтекаемого тела.  стати, считаетс€, что хруст пальцев Ц это результат кавитации в суставах.  авитаци€ вызывает вибрацию гидроагрегата, снижает кпд и разрушает материал лопастей.



¬ радиально-осевой гидротурбине, в –  поток воды сначала имеет радиальное (по радиусу к оси вращени€, вдоль лопасти – ), а затем осевое направление. Ћопасти –  не вращаютс€ (как в поворотно-лопастной гидротурбине), но вращаютс€ лопатки Ќј. ѕутем вращени€ лопаток Ќј можно управл€ть частотой вращени€ агрегата. ѕоворот лопаток Ќј осуществл€етс€ посредством работы Ё√  (электрогидравлических колонок), которые управл€ют сервоприводами.



„ерез водовод и спиральную камеру поток поступает в Ќј, лопатки которого направл€ют его на лопасти – . –  вращаетс€, враща€ электрогенератор, вырабатывающий ток, после чего вода поступает в отсасывающую трубу. Ќа пути воды перед входом в установку могут быть опущены ремонтные и аварийные быстропадающие затворы. “акова схема.

≈сли человек заранее готов к смерти, то ни его умени€, ни его разум ему не помогут, потому что они мертвы.

 »нженер1
ћодератор
#6 16 €нвар€ 2013
ќтветить ÷итировать
¬о всем виноваты Ќепорожний и Ѕрежнев



»сточником аварии стал второй гидроагрегат (√ј-2): во всей истории главна€ роль принадлежит перипети€м, имеющим непосредственное отношение именно к нему.



√ј-2 был официально введен в эксплуатацию 5 но€бр€ 1979 г. ”же в период первоначальной эксплуатации было вы€влено значительное число нарушений и отказов. —кажем, 13 марта 1980 г.: Ђ”величение бо€ вала до 1,3 мм, большие протечки воды через уплотнение турбинного подшипника (трещины на облицовке вала, вырывы резины на сегментах, повреждение верхнего и нижнего уплотнений турбинного подшипника)ї. 24 апрел€ 1980 г.: Ђ“ечь масла на напорном трубопроводе системы регулировани€ в месте врезки трубопровода от насосов маслонапорной установки в напорный трубопровод через трещину, образовавшуюс€ в результате непровара сварного шва на напорном трубопроводеї. 2 окт€бр€ 1981 г. Ц увеличение бо€ вала до 1,9 мм. 29 но€бр€ 1981 г. Ц увеличение бо€ вала до 1,5 мм Ц обрыв болтов креплени€ сухарей сегментов из-за небаланса рабочего колеса. 14 декабр€ 1981 г. Ц бой вала до 2 мм. » так далее в том же духе. ѕоследн€€ запись относитс€ к 1987 году. Ѕой вала, небаланс рабочего колеса, трещины в корпусе турбинного подшипника, течи масла из маслопроводаЕ



ќ первопричинах в акте –остехнадзора не говоритс€ ничего, однако нетрудно предположить, с чем они св€заны, если внимательно посмотреть на дату ввода в эксплуатацию. —огласно обыча€м засто€, делали подарок –одине к 62-й годовщине ¬еликой ќкт€брьской социалистической революции.



ЂЅольшую трудовую победу одержали строители —а€но-Ўушенской √Ё—. √отов к пуску второй агрегат. —борка электрической машины завершена, начато ее опробование. ѕреодолева€ последстви€ паводка нынешнего года, многотыс€чный коллектив гидростроителей сдержал слово, данное –одине: ввести в действие второй агрегат станции к 7 но€бр€. —ейчас полным ходом идут работы и на третьем агрегате, который также будет пущен в этом годуЕ «а самоотверженный труд свыше п€тисот человек-участников строительстваЕ удостоены недавно высоких правительственных наградї (ѕобеда в горах —а€нских // ѕравда. 1979. 4 но€б.; на первой полосе в рубрике Ђ¬стреча€ праздникї). Ђ√отов€т к пуску агрегат-исполин создатели второго электрического солнца на ≈нисееЕї, - захлебывались Ђ»звести€ї (заметка Ђƒающие светї, 1979. 6 но€б.).



¬еро€тно, в результате штурмовщины, большим поклонником которой был министр Ќепорожний, задерганна€ начальством бригада сборщиков что-то сделала не так, и вал турбины сразу начал давать бой, причем этот эффект на √ј-2 осталс€ навсегда. √адать о причинах трудно, тем более что € не механик, а акт ответов на естественные вопросы не содержит. ћожет быть, были дефекты опорных плит сегментов “ѕ, и надо было переделывать весь железобетонный фундамент.



» в качестве резюме к картине героического строительства - один штрих эпохи перестройки. 12 Ц 16 сент€бр€ 1988 г. √орбачев был в  расно€рске, и потом 22 сент€бр€ делитс€ с коллегами по ѕолитбюро впечатлени€ми. Ђ—а€но-Ўушенска€ √Ё—. ƒа, теперь говорим, что ошибка. ќчень хорошо! Ќо всю землю залили, бревна срубленные осели на дно, и все гниет. ¬от вам и вс€ экологи€. » ведь врут в лицо. –ыба, растительность гибнут, а нам без зазрени€ совести врут.  расно€рска€ наука все, мол, УпроработалаФ, и согласно этой науке Ц все хорошої (¬ ѕолитбюро ÷   ѕ——Е 2-е изд. ћ., 2008. —. 419).

≈сли человек заранее готов к смерти, то ни его умени€, ни его разум ему не помогут, потому что они мертвы.

 »нженер1
ћодератор
#7 16 €нвар€ 2013
ќтветить ÷итировать
–емонт Ц 2000, или ƒело его живет





ќчень любопытно данное в акте описание капремонта √ј-2 с полной его разборкой в 2000 году (27 марта Ц 12 но€бр€).



¬ акте указано, что при ремонте –  были обнаружены кавитационные разрушени€ тыльной стороны лопастей в районе входной кромки глубиной до 12 мм и трещины в верхней части выходной кромки лопасти є 1 длиной 130 мм, лопасти є 7 Цдлиной 100 мм.



“рещины были заварены, а кавитационные разрушени€ лопастей – , хот€ они сильно вли€ют на работу, в том числе на кпд и вибрации, вообще не устран€лись.



ѕри капитальном ремонте “ѕ были обнаружены износ резинового покрыти€ сегментов; сквозные трещины в опорных плитах сегментов; износ воротниковых уплотнений, крепежных деталей. ¬идно, что бой вала раздолбал все, что было можно. –€д работ был сделан, однако с опорными плитами сегментов “ѕ, в которых от вибраций уже образовались сквозные трещины, не делали ничего.



Ќаконец, при капитальном ремонте вала турбины была обнаружена выработка рубашки вала от верхнего воротникового уплотнени€ высотой 47 мм, глубиной 4 мм по всему диаметру вала и выполнены наплавка, шлифовка рубашки вала с контролем поверхности по лекальной линейке.



¬ общем, некоторые последстви€ бо€ вала устранили, но первопричину непри€тностей не искали и даже не назвали. ѕотому что это означало бы, что надо закрывать √ј-2. ¬ акте этому ремонту также не дана принципиальна€ оценка, хот€ Ђкартина масломї налицо. ¬ акте нет и инженерного обосновани€ отказа от устранени€ р€да опасных последствий, анализа проведенного ремонта.



Ѕрежнева уже 18 лет как нет на свете, а дело его живет. “акое ощущение, что ремонтом 2000 года занимались не инженеры, а случайные люди, счастливые в своем невежестве, которые не понимают последствий и не несут ответственности. ‘илософи€ проста€: Ђавось пронесетї.  стати, стоимость всех ремонтов –јќ ≈Ё— всегда вводил в тариф электроэнергии.



“олстый слой соломы



Ќапомню, что ремонт √ј-2 проводилс€ с 27 марта по 12 но€бр€ 2000 г. –емонт еще не был завершен, когда официальным актом, впоследствии утвержденным ј.„убайсом, 13 июн€ 2000 г. —а€но-Ўушенский гидроэнергетический комплекс был прин€т в эксплутацию Ђ÷ентральной комиссиейї в составе 38 человек, среди них академик ».√лебов, три члена-корреспондента –јЌ и п€ть докторов технических наук.



¬ свете крупной аварии на √ј-2 забавно выгл€д€т попытки одновременно назвать и не назвать проблемы: Ђ¬ первоначальный период эксплуатации —а€но-Ўушенской √Ё— были вы€влены некоторые конструктивные недостатки отдельных узлов гидротурбин, которые силами специалистов эксплуатации и заводов-изготовителей частично устранены. –абота по повышению надежности отдельных узлов гидроагрегатов продолжаетс€ и в насто€щее врем€, в частности, по ликвидации трещин на лопаст€х рабочих колес турбинї. ¬ акте также указывалось, что Ђнаихудшее состо€ние имеет рабочее колесо турбины є 10. Ќа нем произведен наибольший объем ремонтных работ по ликвидации трещин, как на лопаст€х, так и на ободеї.



ќднако в свете аварии еще более существенным €вл€етс€ замечание, касающеес€ автоматизированной системы управлени€ технологическими процессами. Ђј—”-“ѕЕ эксплуатируетс€ более 20 лет, физически и морально устарела и не отвечает современным требовани€м надежного и экономичного ведени€ режимов. “ехнические средства ј—”-“ѕ (Ё¬ћ-2 и “ј-100) выработали свой ресурс. ѕо данным заводов-изготовителей срок службы —ћ-2 и “ј-100 составл€ет 8-10 лет. ѕроизводство запасных частей к оборудованию —ћ-2 и “ј-100 прекращено более 10 лет назад.



¬ 1998 г. из-за резкого увеличени€ отказов оборудовани€ были выведены из эксплуатации управл€ющие подсистемы ј—”-“ј (групповое регулирование активной мощности, регулирование напр€жени€ и реактивной мощности). “ехнические средства информационных подсистем ј—”-“ѕ (—ћ-2 и ”—ќ) также изношены, эксплуатируютс€ с большими трудност€ми и требуют замены в ближайшие годы. “ребуют замены используемые в технологической автоматике агрегатов и сигнализации ненадежные полупроводниковые элементы УЋогика-“Ф, производство которых прекращено, а созданный на √Ё— запас к насто€щему времени практически исчерпанї.



 стати, эту ЂЋогику-“ї мы примен€ли в металлорежущих станках в начале 1980-х гг., тогда это была почти новинка, работала ЂЋогика-“ї плохо, слишком легко выходила из стро€, стоила дорого, и мы были ею очень недовольны. Ќо другого тогда в —тране —оветов не было. Ќо смешно читать (если на минуту отвлечьс€ от трагических последствий), что в ј—” —Ў√Ё— эта ЂЋогикаї работала аж в 2000 г.



¬ записи в акте, касающейс€ ј—”-“ѕ, скрыта вс€ суть. »бо если ј—” гидростанции ненадежна, то из этого сразу следует, что √Ё— надо остановить и делать ј—” заново. ј—” Ц это не просто подача управл€ющих сигналов, но и автоматическое прин€тие решений на основе данных систем контрол€, в частности, виброконтрол€. ј это уже безопасность. ясно, что фраза Ђј—”Е не отвечает современным требовани€м надежного и экономичного ведени€ режимовї - лукавство. ≈сли не отвечает, значит, ненадежна, значит - станцию нельз€ эксплуатировать.



Ќо в итоге в 2000 г. члены комиссии акт подписали. ¬идимо, рыба лабардан была вкусной.



ѕриказом –јќ Ђ≈Ё— –оссииї от 13.06.2000 є 329 центральной комиссией Ђ—а€но-Ўушенский гидроэнергетический комплексї прин€т в эксплуатацию с оценкой Ђхорошої.



ѕриказом –јќ Ђ≈Ё— –оссииї от 13.12.2000 є 690 Ђќб утверждении јкта приемки в эксплуатацию —а€но-Ўушенского гидроэнергетического комплексаї председатель правлени€ –јќ Ђ≈Ё— –оссииї ј.Ѕ.„убайс утвердил акт центральной комиссии по приемке в эксплуатацию —а€но-Ўушенского гидроэнергетического комплекса.



 ак отмечено уже в акте 2009 года, „убайс сделал это Ђбез всесторонней оценки имеющихс€ на тот момент сведений о функционировании —Ў√Ё—ї.



»нтересно спросить, как все было и что там происходило, у петербуржцев Ц членов комиссии 2000 года Ц ё.¬асильева (президент —анкт-ѕетербургского √осударственного технического университета, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент –оссийской академии наук, зам. председател€ комиссии), Ѕ.Ѕотвинова (главный инженер проекта —а€но-Ўушенской √Ё— ќјќ ЂЋенгидропроект), ƒ.»вашинцова (генеральный директор ќјќ Ђ¬Ќ»»√ им. Ѕ.≈.¬еденееваї, доктор технических наук, профессор), ћ.‘едорова (первый вице-президент —анкт-ѕетербургского √осударственного технического университета, доктор технических наук, профессор), ј.’рапкова (главный научный сотрудник ќјќ Ђ¬Ќ»»√ им. Ѕ.≈.¬еденееваї, доктор технических наук, профессор) и Ѕ.ёркевича (главный инженер ќјќ ЂЋенгидпроектї).



„то и говорить, „убайс подложил под тот акт толстый слой соломы.

≈сли человек заранее готов к смерти, то ни его умени€, ни его разум ему не помогут, потому что они мертвы.

 »нженер1
ћодератор
#8 16 €нвар€ 2013
ќтветить ÷итировать
Ђ—кажу тебе: средь выродков земных / ¬ особенности три породы гадки - / Ѕезмозглый шах, скупой богач, / ”ченый муж на деньги падкийї (ј. Ќавои).



ѕобеда в горах —а€нских



ћежду прочим, из акта 2000 года следуют некоторые интересные детали героического строительства —Ў√Ё—. “ак вы€снилось, что Ђгенеральна€ схема строительства не была окончательно прин€та до разворота работ и претерпевала по объективным и субъективным причинам изменени€ в разгар строительства (транспортна€ схема подачи бетона, терморегулирование бетонной смеси, несвоевременное омоноличивание (от слова Ђмонолитї - ћ.«.) швов), что стало причиной р€да негативных последствий (инцидентов), которые устран€лись в период эксплуатацииї. —реди последствий: трещины в первых столбах плотины, разуплотнение основани€ и разрушение водобойного колодца (сооружение водоотвода, предназначенное дл€ гашени€ энергии воды).



‘инансирование было недостаточным, поэтому подготовительные работы не сделали в полном объеме, и это повли€ло на сроки. Ђ‘актическа€ продолжительность подготовительного периода составила 12 лет (против предусмотренных в проектном задании 5), а обща€ продолжительность строительства Ц 27 лет (против 9)ї. Ёто цена советской штурмовщины.



ƒругое ее следствие Ц затопление здани€ √Ё— при пропуске половодь€ весной 1979 г. Ц как раз перед вводом в эксплуатацию √ј-2. ѕричина проста. —тарались выдержать срок ввода √ј-1 в декабре 1978 г., однако укладка бетона отставала (уложили 3200 тыс. куб. м, а надо было на 900 тыс. больше). ¬одосбросы готовы не были, вода пошла через плотину и затопила станцию. ќ преодолении последствий паводка 1979 г. было упом€нуто даже в заметке в Ђѕравдеї, хот€ и без деталей, но не исключено, что вследствие затоплени€ здани€ √Ё— что-то произошло с фундаментами, и √ј-2 встал не так, как надо.



ѕеред пуском следующих √ј плотина уже должна была иметь полный профиль, но из-за отставани€ подачи бетона полный профиль (высота, толщина) создать не удалось. ѕлотина работала неполным профилем, возникло ее напр€женно-деформированное состо€ние, последстви€: трещинообразование в бетоне первых столбов, разуплотнение скального основани€ повышенна€ фильтраци€ воды, частична€ деградаци€ материалов в этих зонах. ѕоследстви€ устран€лись, но полностью ли Ц кто знаетЕ



—Ў√Ё— строили, не име€ на это достаточных средств Ц от денег до бетона. » строили плохо, и построили плохо.

≈сли человек заранее готов к смерти, то ни его умени€, ни его разум ему не помогут, потому что они мертвы.

 »нженер1
ћодератор
#9 16 €нвар€ 2013
ќтветить ÷итировать
«оны хорошие и плохие



ќчередной капитальный ремонт √ј-2 проводилс€ с 29 сент€бр€ по 29 декабр€ 2005 г. ¬ частности, наконец, устранили кавитационные разрушени€ лопастей –  (чтобы снизить, насколько возможно, вибрации), заодно констатировали и устранили уклон вала.  ачество выполненных работ оценили на Ђхорошої, и √ј-2 был прин€т комиссией 16 €нвар€ 2006 г.



— 14 €нвар€ по 16 марта 2009 г. √ј-2 оп€ть встал на ремонт Ц в соответствии с годовым графиком ремонта. ¬ частности, оп€ть устран€ли последстви€ кавитации лопастей – , ремонтировали и “ѕ (турбинный подшипник). ќсобое внимание было уделено модернизации ј—”, осуществленное фирмой Ђ–акурсї. “ак были установлены датчики виброконтрол€ “ѕ Ц не заменены, а именно установлены, из чего можно сделать вывод, что прежде их просто не было, хот€ бой и вибрации, превышающие норму, отмечались с 1980 г. «аодно датчики виброконтрол€ были установлены и на генераторный подшипник. ¬ообще число разного рода датчиков, если судить по акту, существенно увеличилось, а большинства раньше не было вовсе.



¬прочем, все возможные аварийные ситуации, как отмечено в акте, предусмотрены все равно не были. я уже упоминал про Ё√ , представл€ющую собой электрогидравлический регул€тор частоты вращени€ турбины путем поворота лопаток Ќј (направл€ющего аппарата). ¬ частности, обнаружилось, что режим закрыти€ Ќј при потере электропитани€ предусмотрен не был.



ѕосле окончани€ ремонта, 12 Ц 16 марта 2009 г. были проведены испытани€ амплитуды вибрации корпуса “ѕ. —огласно нормам, при частоте вращени€ ротора 150 об./мин предельно допустимое значение вибрации Ц 160 микрон, при 300 об./мин. Ц 120, при 428 Ц 100, при 600 Ц 80 микрон. ѕри таких значени€х длительна€ работа запрещена. ћежду тем, значени€ вибрации, которые были получены в ходе испытаний, составл€ли 122 и 149 микрон при генерируемых мощност€х 104 и 601 ћ¬т соответственно. ≈сли судить по данным, представленным в акте, разрешать работу √ј-2 после ремонта в марте 2009 г. было нельз€.  стати, это самое темное место в акте.



ѕри этом надо учесть такой тонкий момент, который называетс€ Ђособенност€ми конструкции гидротурбин –ќ230/833-¬-677ї. ¬ зависимости от генерируемой мощности, котора€ св€зана с частотой вращени€ при данном напоре воды (скажем, 190 м), выдел€ютс€ четыре зоны. ¬ зоне I эксплуатаци€ разрешаетс€ (но здесь кпд низкий), в зоне II эксплуатаци€ не рекомендуетс€ (работа турбины сопровождаетс€ сильными гидравлическими ударами в проточной части и значительными шумами, уровень динамических характеристик остаетс€ недопустимым), в зоне III эксплуатаци€ рекомендуетс€, а в зоне IV Ц вообще категорически запрещена. ¬ соответствии с этим строитс€ график эксплуатационной характеристики. «она I Ц это мощности от 0 до 200 ћ¬т, зона II Ц 200 Ц 500 ћ¬т, зона III Ц 500 Ц 640 ћ¬т.



„то касаетс€ зоны II, то ее опасность св€зана с тем, что при работе в ней под –  по центру образуетс€ вод€ной жгут с частотой вращени€ 0,4 Ц 0,8 √ц. Ёта частота определ€ет вибрацию корпуса “ѕ в осевом направлении. ѕон€тно, что, соедин€€сь с собственной вибрацией от биени€ вала √ј-2, результирующа€ вибраци€ может оказатьс€ катастрофически опасной.



Ќапомню, что вибрационные испытани€ в марте 2009 г. проводились при мощност€х 104 (середина зоны I) и 601 ћ¬т (середина зоны III). Ёто тоже некоторое лукавство, потому что испытани€ в зоне II и испытани€ перехода из разрешенных зон в неблагопри€тную проведены не были. ј переход из плохой зоны в зоны I и III вполне может производитьс€, поскольку каждый из дес€ти √ј €вл€етс€ элементом системы управлени€ мощностью.



 ак следует из акта, 17 августа напор (высота столба воды) составл€ла 212 м. —огласно эксплуатационной характеристике, зона I составл€ла 0 Ц 265 ћ¬т, зона II Ц 265 Ц 570 ћ¬т, зона III Ц 570 Ц 640 ћ¬т. “аким образом, при напоре 212 м регулировочный диапазон √ј в зоне III гораздо меньше диапазона в зоне I (почти в 4 раза). »з этого следует, что даже небольшие изменени€ мощности привод€т к необходимости гон€ть √ј через плохую зону II.



ѕри этом заводом-изготовителем не установлены критерии и ограничени€ по прохождению (числу раз) через зону II. Ќо, естественно, всем рекомендуетс€ иметь на плечах голову, а не кочан капусты и не гон€ть √ј лишний раз в зону II. ќсобенно, когда речь идет таком проблемном объекте, как √ј-2, в котором вал вибрировал, превыша€ допустимые значени€, даже в заведомо хороших зонах (см. испытани€ в марте 2009 г.).



ƒумаю, уже €сно, что к аварии 17 августа 2009 г. привело именно то, что √ј-2 слишком часто гон€ли через плохую зону II.

≈сли человек заранее готов к смерти, то ни его умени€, ни его разум ему не помогут, потому что они мертвы.

 »нженер1
ћодератор
#10 16 €нвар€ 2013
ќтветить ÷итировать
јвари€ в головах



≈сли гидроагрегатов на √Ё— больше трех, то по нормативным документам должна быть создана система √–ј–ћ Ц групповой регул€ции активной и реактивной мощности.



“ехническое задание к √–ј–ћ было согласовано оперативно-диспетчерским управлением (ќƒ”) —ибири 05.08.2003 и утверждено главным инженером ќјќ Ђ—а€но-Ўушенска€ √Ё—ї ¬.—тафиевским 14.08.2003, генеральным директором ќќќ Ђѕромјвтоматикаї ј.Ћарионовым 25.08.2003.



¬ соответствии с п.4.5.1. технического задани€, √–ј–ћ должен был обеспечивать вычисление величин имеющихс€ регулировочных диапазонов на загрузку и разгрузку дл€ подключенных к √–ј–ћ агрегатов, а также учитывать их особенности. ¬ частности, п. 2.3. допускал, что при наличии зоны II нежелательной работы внутри рабочего диапазона нагрузок должна быть предусмотрена возможность автоматического перевода необходимого количества гидроагрегатов из верхней зоны III в нижнюю I при снижении нагрузки √Ё— и обратного перевода из нижней зоны I в верхнюю III при увеличении нагрузки √Ё—.



¬месте с тем много недодумали. » прежде всего количество переходов и скорость прохождени€ через плохую зону II. ¬ итоге врем€ нахождени€ в нерекомендованной зоне и скорости ее прохождени€ были установлены без согласовани€ с заводом-изготовителем, а суд€ по плачевным итогам, совершенно ошибочно. Ѕолее того, современные аппаратно-программные средства управлени€ системой из дес€ти √ј допускали и такое решение, при котором опасный √ј-2 вообще мог находитьс€ только в зоне I и никогда не участвовать в управлении совокупной мощностью, т.е. никогда не переходить через зону II. Ёто надо было сделать хот€ бы из элементарного чувства самосохранени€ Ц чтобы остатьс€ в живых при аварии. Ќо и это сделано не было.



¬ техническом задании на разработку √–ј–ћ даже не были сформулированы критерии, определ€ющие приоритеты работы √ј при групповом регулировании мощности, индивидуальное ограничение по мощности и зонам, не рекомендованным к работе, не учитывались особенности √ј. Ќе были установлены критерии выбора приоритетного √ј и сроки сохранени€ приоритета. јлгоритм воздействи€ √–ј–ћ на √ј в ходе автоматического регулировани€ мощности и частоты не согласовывалс€ с заводом- изготовителем гидротурбины.



¬ итоге √ј-2 повибрировал-повибрировал, да и Ђподпрыгнулї.

≈сли человек заранее готов к смерти, то ни его умени€, ни его разум ему не помогут, потому что они мертвы.

 »нженер1
ћодератор
#11 16 €нвар€ 2013
ќтветить ÷итировать
ѕожар в карманном фонарике



ј началось все с инцидента на Ѕратской √Ё—. 16 августа в 20.20 по московскому времени на пульте управлени€ сработала пожарна€ сигнализаци€ ќќќ Ђ»ркутскэнергосв€зьї, размещенного в арендуемом у Ѕратской √Ё— помещении. ѕосле чего сработала сигнализаци€ о неисправности каналов св€зи, отключились каналы автоматического регулировани€ частоты и перетоков мощности, электронно-вычислительных машин, пропала голосова€ св€зь с дежурным диспетчером оперативно-диспетчерского управлени€, дежурным диспетчером ќјќ Ђ»ркутскэнергої и дежурным диспетчером ќќќ Ђ»ркутсэнергосв€зьї. „ерез 30 мин. возгорание было локализовано, а 17 августа в 10.03 св€зь восстановлена.



¬ акте вообще не исследованы обсто€тельства этого пожара, а событие очень странное и подозрительное. ѕоскольку, во-первых, в период аварийного режима на устройствах св€зи и телемеханики недоотпуска электрической энергии Ѕратской √Ё— вообще не было, т.е. это была локальна€ авари€ на слаботочных цеп€х сигнализации и св€зи, что персонал в силу низкой квалификации не вы€вил. ¬о-вторых, осталось непон€тным, почему диспетчер не воспользовалс€ обычным сотовым телефоном. ѕозвони он просто в машинный зал Ѕратской √Ё— по сотовому телефону, специально закрепленному за диспетчером, то узнал бы, что никакой аварии на Ѕратской √Ё— вообще нет и никаких мер по глобальным коммутаци€м в масштабах всей —ибири предпринимать вообще не нужно!



ѕодозрени€ тем более оправданы, что 16 августа, 20.20 мск Ц это в »ркутске ночь с воскресень€ на понедельник, 1.20. » как там на пульте проводили эту ночь, не очень €сно, потому что пожар в слаботочных цеп€х св€зи Ц вещь довольно странна€, все равно как вдруг случилс€ пожар в карманном фонарике. Ќе случайно это место в акте какое-то очень неотчетливое. Ќе названа, например, причина пожара.   тому же вы€вилось, что нет резервных цепей сигнализации и св€зи с резервным источником питани€. Ёто уже т€нет на преступление.







«акат электрического солнца



»так, диспетчер не стал вы€сн€ть, что случилось на его собственной √Ё—, а позвонил в пожарную часть и, видимо, в оперативно-диспетчерское управление (ќƒ”) —ибири. » в 20.31 (врем€ мск) 16 августа диспетчер ќƒ” —ибири отдал команду перевести √–ј–ћ —Ў√Ё— в режим автоматического регулировани€ от централизованной системы —ибири. ƒиспетчеры решили, что Ѕратска€ √Ё— выключилась, и в системе будет сильный недобор мощности. » до 3.13 —Ў√Ё— работала, непрерывно мен€€ мощность. ’от€ на самом деле Ѕратска€ √Ё— работала исправно, и не было нужды вообще трогать —Ў√Ё—.



¬ 23.14 мск по команде персонала —Ў√Ё— из резерва был выведен √ј-2, про который все знали, что его лучше не включать. Ќо включили. » четыре часа он поработал, до 3.13, после чего Ђвзлетелї.  стати, в этот день произошла еще и катастрофа с самолетом во врем€ праздника - ƒн€ воздушного флота –‘.



»з таблицы хорошо видно, что за ночь √ј-2 перешел через зону II шесть раз, сколько в сумме он там находилс€, не указано, хот€ это известно. Ќа шестом разе, в момент нахождени€ в плохой зоне II (при мощности 475  ¬т) произошла авари€. «а 13,5 минут до аварии амплитуда вибрации крышки турбинного подшипника составила 800 микрон, в это же врем€ дл€ √ј-1 величина составл€ла 200, а дл€ √ј-7 и √ј-10 Ц 50 микрон.



¬ 3.13 мск, т.е. практически в момент аварии, амплитуда уже была 840 микрон, т.е. процесс раскачивалс€. ѕредельно допустимый максимум составл€л 160 микрон, т.е. был превышен в 5 с лишним раз.



 ороче говор€, Ђвследствие многократного возникновени€ дополнительных нагрузок переменного характера на √ј, св€занных с переходами через не рекомендованную зону, образовались и развились усталостные повреждени€ узлов креплени€ гидроагрегата, в том числе крышки турбины. ¬ызванные динамическими нагрузками разрушени€ шпилек привели к срыву крышки турбины и разгерметизации водоподвод€щего тракта гидроагрегата.  роме разрушенных, обнаружены шпильки, на которых отсутствуют следы срыва гаек. Ёто свидетельствует о том, что на момент аварии гайки на шпильках отсутствовалиї.



ѕоследн€€ деталь и вовсе пикантна€.  рышку так часто снимали, что перестали закручивать все гайки на шпильках!



Ќо в акте указаны и другие криминальные причины. Ђ—истема непрерывного виброконтрол€, установленного на гидроагрегате є 2 в 2009 г., не была введена в эксплуатацию и не учитывалась оперативным персоналом и руководством станции при прин€тии решений. ¬ период с 21.04.2009 по 17.08.2009 наблюдалс€ рост показаний вибрации турбинного подшипника гидроагрегата є 2, примерно в 4 разаї.



јмплитуда вибрации крышки “ѕ в 5 раз выше допустимой, а ни один из датчиков не срабатывает! ƒатчики на местах, но их информаци€ только фиксируетс€ дл€ истории техники и истории катастроф, а в работе ј—”-“ѕ они не участвуют, хот€ должны были подать команду на вывод √ј-2 из работы - с одной стороны, через Ё√ , котора€ должна была подать команду на серводвигатели лопаток Ќј и вообще выключить вращение –  турбины, а с другой стороны, пр€мо на привод аварийного затвора, поскольку вибраци€ 800 микрон Ц это уже признак аварии. Ќо ничего не было подключено, критерии аварийности не были правильно сформулированы.



Ёто уж надо вовсе ума лишитьс€! “ут надо вызывать не –остехнадзор, а сразу психиатров! ¬прочем, все пон€тно: если настроить датчики с нормальной уставкой, то они будут все врем€ выключать √ј-2, а нужно, чтобы он работал любой ценой. ћы же, как известно, за ценой не постоим и все равно включим ее в тариф за электроэнергию.



  сожалению, в акте нет функциональных схем ј—”-“ѕ гидроагрегатов и протоколов ее изменений. ’орошо бы проверить, были ли реально включены другие защиты, теоретически предусмотренные. я уж не говорю о том, что сама ј—”-“ѕ, согласно акту приемки 2000 г., ненадежна и устарела еще в 2000 году, 10 лет назад.



‘инал этого проектно-технологического бардака простой. Ђѕри входе в зону эксплуатационной характеристики гидроагрегата, не рекомендованной к работе, произошел обрыв шпилек крышки турбины. ѕод воздействием давлени€ воды в гидроагрегате ротор гидроагрегата с крышкой турбины и верхней крестовиной начал движение вверх и, вследствие разгерметизации, вода начала заполн€ть объем шахты турбины, воздейству€ на элементы генератора... –абочее колесо перешло в насосный режим и за счет запасенной энергии ротора генератора создало избыточное давление на входных кромках лопастей рабочего колеса, что привело к обрыву перьев лопаток направл€ющего аппарата. „ерез освободившуюс€ шахту √ј-2 вода начала поступать в машинный зал станцииї.



ƒальнейшее известно: электрическое солнце на могучем ≈нисее закатилось. —работала цепочка случайностей, кажда€ из которых есть про€вление закономерности. ¬ историю человеческой глупости вписана еще одна €рка€ страница. ’орошо тут только одно: что на —Ў√Ё— не было €дерного реактора.

≈сли человек заранее готов к смерти, то ни его умени€, ни его разум ему не помогут, потому что они мертвы.

 »нженер1
ћодератор
#12 16 €нвар€ 2013
ќтветить ÷итировать
[1] Ќепорожний ѕетр —тепанович (1910 Ц 1999), министр энергетики и электрификации ———– в 1962 Ц 1985 гг. ¬дохновитель и организатор большой программы строительства √Ё—, в том числе всех сибирских Ц Ѕратской,  расно€рской, —а€но-Ўушенской и ”сть-»лимской. ѕри нем была создана ≈Ё— Ц ≈дина€ энергетическа€ система. —Ў√Ё— им€ Ќепорожнего было присвоено в 2002 г. по инициативе –јќ Ђ≈Ё— –оссииї. »менно Ќепорожний разрешил эксплуатацию —Ў√Ё— без акта о приемке. /polit.ru/

≈сли человек заранее готов к смерти, то ни его умени€, ни его разум ему не помогут, потому что они мертвы.

ѕерейти в раздел: |