RU76
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Ярославле

Погода+2°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -2

4 м/c,

южн.

750мм 60%
Подробнее
USD 92,26
EUR 99,71
Город Александр Сатомский, пресс-секретарь Ярославской епархии: «Бессмысленно, не побывав в храме, кидаться на Крещение в освященные воды»

Александр Сатомский, пресс-секретарь Ярославской епархии: «Бессмысленно, не побывав в храме, кидаться на Крещение в освященные воды»

Просто окунуться в святую воду недостаточно, чтобы смыть грехи

Январская карусель праздников славится не только ярким Новым годом с елкой и подарками. На прошлой неделе ярославцы отмечали православный праздник Рождество в сияющих храмах, а впереди еще один церковный праздник – Крещение, не менее популярный у горожан. Правильно ли мы понимаем православные праздники, как нужно отмечать Крещение и какое будущее ждет ярославский «кремль» рассказал в беседе корреспонденту 76.ru пресс-секретарь Ярославской епархии Александр Сатомский.

– Насколько популярно православное Рождество сегодня среди ярославцев?

– Говорить что-либо о популярности церковных праздников сложно. Поскольку сам термин «популярность» к ним применим постольку-поскольку. Более того, есть определенный событийный ряд в течение года, который так или иначе затрагивает всех, кто себя хотя бы как-то причисляет к православной церкви – по факту ли крещения, по каким-то убеждениям или чему-то еще. Рождество – один из базовых подобных праздничных дней. Абсолютно однозначно это день, когда храмы полны. Внутренняя суть праздника раскрывается через число причащающихся в эти дни, однако такой статистики в епархии мы не имеем. Но по наблюдениям, с течением времени становится больше людей, которые готовятся к этому празднику серьезно, глубоко и сознательно, несут пост по мере своей возможности, исповедуются и причащаются. К примеру, даже для такого небольшого храма, как Богоявленская церковь, что рядом с епархией, за ночную и утреннюю литургию у нас причастилось 122 человека – это полная вместимость храма. По наблюдениям священников Успенского собора, раньше случалось, что храм был наполнен к началу службы, а к середине людей становилось меньше. Сейчас мы наблюдаем, что храм полон как на начало службы, так и к ее окончанию. Это показывает, что люди приходят не только для того, чтобы поставить свечи, но и участвуют в молитвенной жизни общины и причащаются.

– Далеко не все люди готовы прийти в эту ночь в храм. Кто-то даже отмечает праздник как второй Новый год. Как относится церковь к празднованию Рождества как мирского праздника?

– Рождество априори не может быть мирским праздником. Это так же, как секулярное празднование Пасхи. Сам по себе праздник изначально предполагает совершенно конкретную составляющую. Человек, который празднует Рождество именно как знаковый день в году, как минимум разделяет убеждение в том, что празднует факт рождения Иисуса из Назарета Галилейского. С разным, может быть, отношением к нему далее. Кто-то почитает его, как все христиане, второй ипостасью Троицы. Кто-то считает его пророком. Если абстрагироваться еще и от этого, то получаются некие абстрактные «зимние праздники». Как Google поздравлял недавно на главной странице в Интернете с «зимними праздниками». Что это такое? Давайте праздновать тогда кварталами – летние праздники, зимние праздники. Оно, конечно, корректно до невозможности и толерантно до безобразности, но смысл полностью отсутствует. Рождество не может быть не религиозным праздником. Тут вопрос, что степень переживания религиозности у людей может быть разная. Для кого-то достаточно памяти, и его религиозность не простирается дальше. А кто-то воплощает ее в действия.

– Впереди Крещение. Его центральным обрядом для многих является именно купание в иордани. Какая истинная ценность у этого обряда? Какие советы дает церковь к празднованию Крещения?

– В день Крещения, равно как и в остальные праздничные дни, центром праздника является богослужение. Практически бессмысленно, не побывав в храме, кидаться в освященные воды. Это большая потеря относительно того, что человек мог бы в этот день получить. И даже более того, человек, который в этот день не окунается в святую воду, но исповедуется и принимает причастие, получает безмерно больше, чем тот, кто не заходил в храм, но бодро, весело и энергично погрузил себя неоднократно в холодную воду. Сильно распространены разные домыслы относительно этого дня, что святая вода омывает грехи, имеет ряд других полезных качеств, функций и свойств. Но грехи прощаются человеку только в покаянии. То есть когда он раскаялся в том, что это делал, дает Богу обещания приложить усилия, не делать этого боле, и перед лицом церкви получает за это прощение посредством таинства в исповеди. Никакая вода, еда или что-то еще от грехов не освобождают. Поэтому в день Крещения важно бывать на службе. По возможности, погрузиться в иордань. Тогда здесь будет хотя бы аскетический момент, что «ради святости этого дня я осуществляю определенные усилия, терплю неудобства просто во славу Бога». Это будет на что-то похоже. Просто ради удали молодецкой окунаться можно в любой день.

– Немного отойдем от темы праздников. В Ярославле в последние годы строятся новые и новые храмы – во Фрунзенском районе, долгострой в Дзержинском. Зачем? Почему бы не обратить внимание на уже существующие, чтобы восстановить их?

– Давайте просто посмотрим на примеры Западной Европы, ее знаковые храмы, как собор Парижской Богоматери, собор Саграда Фамилиа в Барселоне и ряд других. Мы видим, что они строились десятилетиями. Мы просто привыкли, что в нашей культуре мы вкладываем все свои силы и возможности в то, чтобы одномоментно что-то сделать. Это хорошо нас характеризует, но поэтому храм, который строится больше 10 лет, кажется нам фантастическим долгостроем.

Храм в Дзержинском районе – это большой глоток воздуха для всего района. Как храм он уже функционирует и принимает верующих. На начальном этапе строительства для того, чтобы причаститься или причастить ребенка, туда даже нереально было попасть внутрь. Храмы, безусловно, ценны как памятники, безусловно, ценны как произведения искусства, как великолепные явления архитектуры. Но каждый храм имеет определенную внутреннюю душу, и душа его – это христианская община, которая внутри него собирается. И когда этой души не существует, храм во многом теряет смысл своего существования. Сам по себе он ничего не дает и ничего не приобретает. Это не волшебный гвоздь, который прибивает небо к земле в конкретной точке. В наших селах большое количество храмов в состоянии глубокой руинированности. Но села мертвы. Там нет смысла заниматься ничем другим, кроме консервации храмов. Вне людей храм сам по себе ничего не значит, важны те, кто в нем. Именно поэтому епархия старается строить храмы в новых районах. Конечно, хорошо, что у нас в центре 12 приходов. Но остальные районы дистанцированы от центра города фантастическим образом.

Поэтому храмы в районах нужны, и мы видим это даже на том, что при начале работ в Дзержинском районе мы объявляли субботник, и на него собрались именно жители соседних домов. Да, первое время это будут достаточно скромные и не претендующие на архитектурные изыски сооружения. Но это будут живые общины. А потом с течением времени мы посмотрим, во что храм превратится. Но то, что эти храмы там нужны, это просто факт. Епархия выбрала именно те места, где достаточно затруднено посещение какого-то ближайшего храма.

– А на каком этапе сейчас находится передача ярославского «кремля» – Спасо-Преображенского монастыря?

– Безусловно, большим плюсом является то, что сейчас на территории «кремля» возобновлены богослужения в маленьком надвратном храме со стороны Которосльной набережной. Там они совершаются ежедневно. Начинает формироваться монастырская братия. Но пока не будет решен вопрос с каким-то конкретным местом для музея-заповедника, никто не высадит музейных работников с мешками-тюками произведений искусства где-нибудь на дорожке и не скажет: «Простите, но ключи вам нужно сдать». Пока решение пролонгируется.

– Будет ли открыт доступ в храм для ярославцев и туристов после окончательной передачи его епархии?

– Здесь для примера можно рассмотреть Троице-Сергиеву лавру, которая также является действующим монастырем. Как точка туристического притяжения она собирает фантастические объемы туристов. Та же Оптина пустынь, которая никогда не была отдельно действующим музеем. Сейчас она приведена в порядок как действующий монастырь, и там тоже много людей, которые не только приходят к мощам святых старцев, но и просто посмотреть архитектурный ансамбль. Ни один из подобного уровня монастырей не становится закрытым сообществом. То же самое и в Толгском женском монастыре, в нем все расселены, но ни туристы не стесняют сестер, ни сестры туристов.Мы видим там как паломников, так и туристов. То же самое будет и здесь.

Фото: Фото и видео Льва Белкова
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем