Город Здоровье Как наказать коммунальщиков за ржавую воду из крана

Как наказать коммунальщиков за ржавую воду из крана

Ликбез проводит управление антимонопольной службы по Ярославской области.

Призвать коммунальщиков к ответу может каждый

Как заставить управляющие компании оказывать качественные коммунальные услуги, куда жаловаться на холодные батареи и ржавую воду из-под крана. Ответы на эти вопросы 76.ru дала исполняющая обязанности заместителя руководителя УФАС по Ярославской области Марьяна Матяшевская.

Марьяна Матяшевская

– В каких случаях имеет смысл обращаться в вашу службу? На что можно жаловаться вам?

– Мы решаем вопросы, связанные с ненадлежащим предоставлением коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями. Они являются монополистами, а мы их контролируем. Граждане обращаются достаточно часто по поводу ржавой воды в кранах или плохого отопления. В первую очередь мы выясняем, чья это ответственность. Если виновата управляющая компания, то надо направлять жалобу в Роспотребнадзор или органы жилищного надзора. Если же нарушение допущено ресурсоснабжающей организацией, то это может быть нарушением антимонопольного законодательства и свидетельствовать о злоупотреблении монополистом своим положением на рынке. Если видите, что горячей воды нет больше двух недель, то сразу обращайтесь к нам, потому что в этих случаях практически всегда виноваты ресурсники. Что касается плохого отопления или ржавой воды, то здесь надо первым делом обращаться в управляющую компанию. Они должны провести проверку по обращению, составить акт и определить, в чьей зоне ответственности это нарушение. При написании жалоб или обращений как в управдом, так и к нам, лучше максимально подробно описать проблему. Необходимо указать ресурсоснабжающую организацию или хотя бы управляющую компанию, с которой заключен договор управления домом, описать, в чем конкретно вы видите нарушение, если есть необходимость – можно приложить счета, фото, переписку. Чем больше информации нам предоставите изначально, тем быстрее мы можем установить виновное лицо и отреагировать.

– На что еще обычно жалуются?

– Очень много дел по поводу отсутствия горячего водоснабжения в летний период. По СанПин, ремонтные и профилактические работы на сетях должны идти не более 14 суток. Но часто бывает так, что они только под конец этого срока начинают выявлять проблемы и фактически ремонтировать сети, а в последний день при проведении гидравлических испытаний оказывается, что трубы рвутся. Отсюда и затягивание сроков ремонта. Вопиющая ситуация в том году была в Ростове Великом. Там весь город два с половиной месяца сидел без горячей воды. Мы вынесли в отношении ресурсонабжающей организации решение и предписание о перерасчете, но сейчас они обжалуют наши акты в суде. Аналогичная ситуация произошла и в Переславле-Залесском, почти весь город был отключен от горячего водоснабжения на все лето, по этому факту также возбуждено дело.

– Что грозит коммунальщикам за такие нарушения?

– Им грозит штраф в размере 650 тысяч рублей. Вообще за данное правонарушение КоАП РФ предусматривает штраф от 300 тысяч до миллиона рублей, но применяется базовый штраф 650 тысяч. Это довольно внушительная сумма даже для крупной ресурсоснабжающей организации, поэтому каждое наше постановление обжалуется в суде, при этом отмененных судом штрафов единицы, но иногда суды снижают размер штрафа.

– Как определить нарушение по отсутствию горячей воды?

– Каждый раз, когда вам отключают или включают воду или отопление, то управляющая компания вместе с ресурсниками составляют специальный акт. Мы эти акты запрашиваем, и они не могут нас обмануть, потому что все это дополнительно фиксируется общедомовыми приборами учета. Они есть практически везде, но даже если они на дом не установлены, то мы можем отследить поставку ресурса по приборам учета в соседних домах или запитанных от той же ветки трубопровода, по которой поставляется коммунальный ресурс. Также проверяем показания приборов учета непосредственно на выходе из котельных.

– Цены на коммуналку растут год от года и довольно серьезными темпами, как так получается?

– Значительные размеры в платежке как правило составляют плата за содержание жилья и поставку коммунальных ресурсов. Что касается второй части, то тарифы на территории России растут не быстрее чем определяемый ежегодно Правительством РФ уровень инфляции, это 4-6 процентов год, то есть совсем незначительно. Наибольший рост платы, как правило, не из-за удорожания тарифа, а вследствие увеличения объема потребления, ненадлежащего состояния сетей. Еще возможно у вас не стоят в квартире счетчики и общедомовые приборы учета. В этом случае применяются нормативы потребления и они достаточно высокие. Конечно это жителям невыгодно и они, как правило, платят больше, чем те, у кого эти приборы есть. Сегодня нормативы рассчитаны так, что жителей фактически стимулируют на установку счетчиков. Еще с января по таким домам стали применять повышающий коэффициент по теплоснабжению, но 14 марта Госдума отменила этот повышающий коэффициент, и это очень радует, потому что бывают случаи, когда жители объективно не могут установить счетчик, например, ввиду отсутствия технической возможности, и, конечно, в этом случае несправедливо применять какие-либо повышающие коэффициенты. Если вам начисляли в этом году плату за тепло с применением такого коэффициента, то вы вправе обратиться в УК или теплоснабжающую организацию (смотря кому вы платите), чтобы они произвели перерасчет. Не все об этом знают, а управляющие компании, естественно, не торопятся об этом сообщать.

– Какие еще нарушения встречаются?

– Часто еще бывает так, что горячая вода оказывается такой лишь на бумаге. По нормативам, её температура должна быть 60-75 градусов, а у жителей из крана течет с температурой 20-30 градусов. Если в ходе проверки выясняется, что виновна управляющая компания, то такие материалы направляются в органы жилищного надзора. А если виноват поставщик ресурса, то мы на это реагируем и штрафуем теплоснабжающие организации на те же 650 тысяч рублей.

– Много ли жалоб на управдомов и жители каких районов чаще всего жалуются на ЖКХ?

– На управляющие компании жалуются часто, но их контролируем не мы, а органы жилнадзора, такие обращения направляем по подведомственности. Что касается ресурсоснабжающих организаций, то обычно жалобы идут на ТГК-2, но это потому что они и самая большая компания. А географически это Ярославль, Переславль-Залесский, там много проблем из-за большой изношенности сетей, Ростов Великий и Углич. В Ярославле чаще всего жалобы идут из Кировского района, на втором месте – Ленинский.

– Курьезные ситуации у вас были какие-нибудь?

– Курьезной не назову, но был вопиющий случай, когда жители во Фрунзенском районе пожаловались нам на плохое качество горячей воды, мы начали проверять собственника котельной, а он на такую жалобу видимо обиделся и вообще отключил жильцам горячую воду. Мы начали проверку и в результате признали нарушение, а также оштрафовали их на 650 тысяч. Сейчас этой компании на коммунальном рынке уже не существует, она продала котельную другому лицу, а вообще, конечно, подобные эмоциональные решения могут довести руководство таких социально-значимых объектов снабжения и до дисквалификации от занимаемой должности.

Еще был случай, когда в доказательство того, что у жительницы дома течет ржавая вода, женщина налила её в бутылку и принесла нам, передав как вещественное доказательство. Конечно, с юридической точки зрения это нам не помогло, мало ли где такую воду можно набрать, но тем не менее лучше проявить активную позицию в защиту своих же интересов и сделать больше чем надо, чем не сделать ничего.

– Жалобы обычно идут из новостроек или из более старого жилья?

– Кстати, по новостройкам довольно много жалоб. В этом плане самый серьезный вопрос у нас по одному из домов во Фрунзенском районе. Там протекают стены, течет ржавая вода и сложная ситуация с горячей водой. Но сейчас мы совместно с другими ведомствами изучаем этот вопрос. А вообще, конечно, многое зависит не от самого дома, а от того, как управляющая компания содержит внутридомовые сети, а ресурсоснабжающая – внешние сети.

– Как думаете, скажется ли введение ЯрОблЕИРЦ на ценах на коммуналку?

– Пока сложно сказать, потому что мы не видим реального повышения стоимости услуг для населения. Как указано в одном из интервью директором ЕИРЦ, управляющие компании и ресурсонабжающие организации включат эти расходы в тариф. Что касается правомерности включения указанных расходов в тариф, мы в дальнейшем это будем оценивать при установлении их регулирующим органом, на сегодняшний день таких решений не принималось. В настоящее время мы рассматриваем заявления по вопросу стоимости услуг ЯрОблЕИРЦ в размере 3,9 процента с точки зрения установления монопольно высокой цены. Сейчас проводим сравнительный анализ по данному рынку, сравниваем стоимость услуг и состав расходов данной организации с аналогичными показателями по всей России. И если установим, что в других регионах размер платы значительно ниже, то это может говорить о нарушении антимонопольного законодательства. Кстати, в этом году нами уже был установлен факт монопольно высокой цены на оказание услуг в отношении Тутаевского ИРЦ, действовавшего ранее, так вот, он установил стоимость своих услуг в размере 11%.

– Дайте совет, как людям сэкономить на коммуналке?

– Надо понять, где у вас источник потери денег в доме. Это могут быть, к примеру, плохие электросети. Ведь жители платят не только за энергию, которую они потребили, но и за ту, которую потеряли в доме из-за неудовлетворительного состояния сетей. Советую быть более активными и следить за работой управляющих компаний и ТСЖ, проверять квитанции, понуждать их к надлежащему качеству коммунальных услуг, смотреть, чтобы не было потерь ресурсов в доме. Для экономии своих денег поставьте счетчики. Если видите проблемы, сообщите о них в управляющую компанию. Бездействует? Жалуйтесь в контролирующие органы, защищайте свои права. Не знаете как поступить? Запишитесь и придите ко мне на личный прием, я всегда помогу советом, даже если вопрос не в рамках полномочий нашей службы. Конечно, писать заявления и ждать результатов – это всегда не быстрый процесс, но зато вы можете быть вознаграждены за свое терпение восстановлением ситуации. Это дело не одного дня, но, поверьте, способов защиты ваших прав у вас более чем достаточно, главное – не сидеть сложа руки и не ждать пока кто-то что-то решит за вас. Следите не только за своей квартирой, но и подъездом, и домом. Так будет порядок и у вас во дворе, и во всем городе, ведь осуществление великого всегда начинается с малого.

Фото: Фото Александры Савельевой
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем