RU76
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Ярославле

Погода+10°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +9

0 м/c,

штиль.

756мм 43%
Подробнее
USD 92,51
EUR 98,91
Бизнес Сервисный фриланс: за и против

Сервисный фриланс: за и против

Понятие «фрилансер» прочно закрепилось в современной речи. Это человек, который зарабатывает деньги, работая сам на себя в свободном графике. Как правило, фрилансеры наиболее часто встречаются в сфере дизайна, рекламы, а также в сфере услуг – парикмахеры.

Понятие «фрилансер» прочно закрепилось в современной речи. Это человек, который зарабатывает деньги, работая сам на себя в свободном графике. Как правило, фрилансеры наиболее часто встречаются в сфере дизайна, рекламы, а также в сфере услуг – парикмахеры, массажисты, портные, мастера по ремонту.

Более малочисленным является класс ремонтников по различным видам техники и специфического оборудования, автомобилей, бытовой и компьютерной техники: телевизоров, холодильников, ноутбуков. Их называют «частники», «шабашники», «мастера».

Работая на какую-то фирму, многие специалисты по ремонту задумываются об уходе в «вольное плавание», а те, кто работает на себя, наоборот, возвращаются «под крыло» крупных сервисных компаний. В чем же плюсы и минусы фриланса?

Об особенностях фриланса в компьютерной сфере рассказала директор сервисного центра «Фронтекс» Елена Евгеньевна Дидаш.

– Елена Евгеньевна, сталкивался ли ваш сервисный центр с проблемой ухода специалистов «в свободной плавание»?

– Да, периодически случается такое, эта проблема есть не только у нас. Сотрудник нарабатывает клиентов и уходит. Впрочем, для нас это не так характерно, так как специфические виды ремонтов просто не может выполнить сотрудник без определенной ремонтной базы. Скорее, нас сейчас волнует проблема, как привлечь квалифицированных специалистов на работу в штате крупной компании.

– Как вам кажется, Елена, фриланс менее выгоден, чем работа в вашем сервисном центре на фиксированной зарплате? Что должно привлечь мастера, работающего на себя, чтобы он отказался от этой свободы?

– Во-первых, сразу внесу поправку – зарплата в сервисе и у нас в сервисном центре, в частности, нефиксированная, это всегда оклад плюс проценты от выполненных ремонтов. Но в целом уровень зарплаты каждого конкретного специалиста держится примерно на одном уровне, как говорится, плюс-минус небольшие отклонения, связанные с сезоном. В основном, можно сказать, уровень зарплаты стабильный. А насчет выгоды фриланса как такового, я думаю, что это вопрос очень сомнительный. Я бы приравняла свободу к нестабильности со всеми вытекающими отсюда последствиями.

– В чем нестабильность? Все, что заработал – все твое, а не какой-то там процент?

– Да, все, что заработал – твое. Это так. Но есть слишком много «подводных камней». Первый момент – это ограниченность времени. Предположим, хороший мастер имеет большую клиентскую базу, но в сутках 24 часа и без остановки работать даже при большом количестве клиентов и заказов не получится. Поэтому иллюзия – думать, что, работая на себя, заработаешь золотые горы. Это не так. Элементарно не хватит времени. По моим оценкам, максимальный уровень, которого может достичь частный мастер в Ярославле – 30 000 рублей. Это при раскладе, что работает он пять дней в неделю, то есть 20 дней в месяц, и в день делает ремонтов на 1500 рублей.

Если мастер захочет увеличить свой доход, то ему придется работать в выходные, что не лучшим образом отразится на психологическом состоянии, настрое на работу, на семейных отношениях и личной жизни. Это, несомненно, отрицательный момент. Чтобы заработать больше, не жертвуя личной жизнью, он будет вынужден увеличивать ставки за ремонтные операции, но отсюда вытекает второй отрицательный момент – стоимость ремонта. У частного мастера она должна быть ниже, чем в крупных сервисных центрах, иначе людям нет смысла прибегать к его услугам. Таким образом, зарабатывание тех самых 1500 рублей в день становится еще более сложным делом.

– Тем не менее, фриланс пользуется популярностью, значит, для клиента в нем больше плюсов? Например, выгоднее пойти к знакомому массажисту за 300 рублей, чем в салон за 600.

– Да, фриланс пользуется спросом, но насчет его популярности я не уверена. Я вижу по клиентам, что все больше становится цивилизованности в желании получить хорошее обслуживание, все больше желания иметь дело с серьезной компанией, особенно когда дело касается ремонта сложной техники. У массажиста вам не нужна гарантия на выполненные работы. А при ремонте ноутбука или принтера – гарантия нужна. Клиенты все больше начинают это понимать.

Хотя бытует миф, что дешевле сделать ремонт у частника. Конечно, дешевле и даже, может быть, быстрее, но тут нужно как следует взвешивать все «за» и «против». Дорогое оборудование не отдадут фрилансеру, а сильно устаревшее оборудование может не выдержать ремонта и «рассыпаться», то есть это большой риск для клиента.

Узловой ремонт, то есть ремонт какой-то отдельной детали без замены, как правило, на порядок дороже, то есть, например, замена материнской платы в ноутбуке может достигать 50 процентов стоимости всего ноутбука. Фрилансер, не имея оборудования для качественного ремонта платы, будет менять ее клиенту полностью, в то время как в условиях сервисного центра можно обойтись ремонтом на компонентном уровне, что обойдется гораздо дешевле.

– Расскажите о плюсах работы в штате крупного сервисного центра. Чем специалистам по ремонту выгоднее работать в сервисном центре типа СЦ «Фронтекс», нежели «на вольных хлебах»?

– Для специалистов выгод множество. Стабильный поток клиентов, так как компания имеет свою розничную сеть, поддержку гарантии которой мы оказываем. Кроме того, у нас есть сайт, реклама, мы можем позволить себе продвижение в справочных службах, рекламу в СМИ, которые необходимы для привлечения клиентов. То есть ситуации, когда клиентов нет и зарплаты в этом месяце нет, просто не бывает.

А если нет дохода у частного мастера, то в какой-то момент включается порочный круг: нет дохода, нет денег на рекламу, нет клиентов, нет дохода. И далее нужно исхитряться, искать выход, влезать в долги, брать кредиты. А кредиты нужно отдавать, и отдавать в срок. Если не отдашь в срок, то тут включается счетчик посерьезнее… Также в случае фриланса все сложности общения с клиентами лежат на мастере. До того, как он начнет работу, ему нужно массу времени потратить на переговоры и согласование состава работ. В сервисном центре же все проблемы остаются на приемке, а специалист уже общается непосредственно с техникой, а не с клиентом.

А у сотрудника сервисного центра стабильный поток клиентов, и гарантированный доход.

– Как вы все трагично описываете… Ну предположим, что у частного мастера стабильный поток клиентов, он грамотно дает рекламу. Какие-то есть еще подводные камни?

– Момент, о котором каждый предприниматель должен думать, – это временная потеря трудоспособности. Элементарно заболел (от этого никто из нас не застрахован). Работая в фирме, специалист получит больничный. Частник же не имеет права болеть, иначе он не заработает ничего. А кредит или долг, который взят на развитие, останется. И это серьезно. Далее – отпуск. Частный мастер не имеет права на отпуск, он не получит дохода, а у сотрудника компании отпуск оплачивается. Я знаю много примеров работы фрилансеров в разных сферах, у них вечно болит голова от нехватки денег или просто отсутствия их должного учета. А сотрудник фирмы знает свой доход на ближайшую перспективу, и, соответственно, может более грамотно планировать расходы.

Что говорить о том, что многие просто не правильно считают свой реальный доход. Как правило, считают доход от оказанных услуг, но ведь нужно учитывать амортизацию оборудования, то есть, если говорить простым языком, человек, работающий на своей личной технике, в процессе ее использования должен регулярно откладывать в течение 2-3 лет суммы на покупку новой аналогичной техники.

Вообще сейчас уже приходит время, когда нужно серьезно думать и о социальных гарантиях – например, об отчислениях в Пенсионный фонд. Частный техник без оформления ИП их не имеет.

Что такое заработная плата? Это то, что человек на нее может себе купить или получить. И, работая в компании, сотрудник может получить какие-то материальные блага не в виде денег, а в виде соцпакета: дополнительного медицинского страхования, оплаты питания и многого другого. Звучит, может быть, сухо, но на практике очень радует, когда по программе Дополнительного медицинского страхования, как у нас в компании, можно бесплатно вылечить все зубы, что стоит десятки тысяч рублей.

Таким образом, фрилансер несет очень большое число рисков. В том числе это болезнь, порча оборудования, необходимого для работы, недовольные клиенты и претензии по ремонтам.

– Давайте подробнее коснемся проблем клиентов и самих фрилансеров при некачественном ремонте.

– Допустим, клиент предъявляет претензию к проведенному ремонту. Проблемы мастера – трата времени на исправления своих ошибок и, значит, снова нет возможности заработать больше. А клиент здесь сталкивается с целым рядом проблем: некачественный первый ремонт, сложность добиться повторного бесплатного ремонта, нет гарантии результата, риск полностью испортить технику. И никто не компенсирует убытки и ошибки мастера, сделавшего ремонт. Например, у нас часто бывают случаи, когда клиенты приносят технику в ремонт, которая уже была в чьих-то руках. Там можно увидеть массу повреждений, царапин, следов небрежного вскрытия и прочее. Бывают такие повреждения, которые уже не устранить.

Сотрудник сервисного центра в случае претензий от клиентов максимум рискует получить дисциплинарное взыскание, если есть его вина в некачественном ремонте. Но бывают случаи, когда вины инженера нет, техника сложная и обращаются клиенты с ней не всегда грамотно, от чего может возникнуть ситуация, где доказать кто прав, а кто виноват, весьма сложно. Тут мы чаще идем навстречу клиенту и решаем вопрос в его пользу. То есть все риски по проблемным клиентам несет компания, а не сотрудник.

– А могут ли вообще частные мастера проводить качественные ремонты?

– Однозначно сказать не могу, все зависит от конкретного специалиста, от его отношения к делу. Кто-то делает хорошо и качественно, кто-то нет. Это не зависит от того, на себя работает человек или нет. Но сотрудник сервисного центра более оснащен оборудованием. Ремонтная база позволяет проводить больше видов ремонта, ремонтов различных уровней сложности. У инженеров сервисного центра выше квалификация, больше опыт в разных видах ремонтов. Они общаются с производителями, имеют прямые контакты их специалистов по сервису. Также сервисные центры снабжаются оригинальным запчастям на сложную технику. Это очень важно.

– Давайте подытожим и поговорим еще и о нематериальных плюсах работы в штате в сервисном центре?

– Стабильная зарплата, ремонтная база и хорошее оборудование для проведения ремонтов, соцгарантии – это минимум. Из собственного опыта скажу, что инженеры сервиса – это всегда люди замотивированные на личный рост, им постоянно приходится изучать сложные руководства или инструкции по ремонту техники, осваивать новые аспекты, так как техника постоянно совершенствуется, меняется. И они не должны тратить половину своего рабочего времени на административные вопросы, которые приходится решать фрилансерам. В домашних условиях невозможно производить сложные высокоточные ремонты. Плюс к этому обучения, которые регулярно проводят производители, аттестации, которые позволяют постоянно повышать квалификацию, развитие.

Ну и немаловажны возможность роста, продвижения как по горизонтали, так и по вертикали, что возможно только в крупной компании. А также коллектив, организация, где ты не в вакууме, а в кругу таких же специалистов, как ты, социум, корпоративы, в конце концов, от которых жизнь веселее, динамичнее.

Поэтому выгоднее быть за работу в штате!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем