В ближайшее время в рамках специальной программы правительства Ярославской области в регионе будет построено около ста небольших магазинов шаговой доступности. Цель программы «Магазин у дома», с одной стороны, поддержать местных производителей, с другой – повысить привлекательность новых окраинных районов, где активно ведется застройка, но пока отсутствует развитая инфраструктура, что снижает стоимость жилья.
«Сегодня существует острая потребность в создании таких торговых точек, причем как в новых, строящихся микрорайонах, так и в существующей застройке, – считает заместитель губернатора Ярославской области Михаил Боровицкий. – И задача власти – скоординировать интересы застройщиков и наших местных производителей, предоставив сторонам всю актуальную информацию.
Однако пока проект вызывает больше вопросов, чем ответов. По словам представителей крупных организаций-застройщиков, реализующих проекты комплексного освоения территорий в Ярославле и Ярославском районе, в проектах запланированы помещения для магазинов продуктов и товаров первой необходимости. И застройщики прямо заинтересованы в том, чтобы таких магазинов было больше, так как это повышает привлекательность района и цену квадратного метра. Но уверенности в том, что найдется достаточное количество предпринимателей, готовых эти помещения выкупить и заняться розничным бизнесом, нет. В крае резко сократилось количество индивидуальных предпринимателей, а розничная торговля традиционно тяготеет к таким юридическим формам организации бизнеса, а также снижается число малых предприятий. Большинство магазинов у дома, начинавших свою работу еще в 90-е годы, закрылось, а их владельцы больше не хотят заниматься предпринимательством.
Еще одна проблема – цены. Вряд ли небольшие торговые точки смогут тягаться в стоимости продуктов с сетевым ритейлом. Как показывает опрос, ярославцы действительно предпочитают местную продукцию, но покупают ее в крупных супермаркетах. Решающим выбором места для покупок у большинства семей является стоимость продуктов, а также огромный ассортимент, позволяющий купить все и сразу.
«Один из вариантов снижения рисков застройщика, построившего новый магазин в новом районе, – создание не просто фирменных магазинов местного производителя мясной или молочной промышленности, а все-таки неких универсамов, где будет продаваться широкий ассортимент товаров каждого из предприятий ярославского пищепрома, возможно, по франшизной схеме, – считает генеральный директор ОАО «Региональный оператор ИЖК Ярославской области» Евгений Меньшиков.
«В развитых странах магазины шаговой доступности прекрасно уживаются с гипермаркетами, – рассказывает инвест-аналитик Алина Панаева. – Нужен стандартный набор и подешевле – иди в супермаркет. Хочешь «чего-нибудь эдакого» – иди в маленький частный магазинчик. Владельцы таких «магазинов у дома», как правило семейных, чаще всего специализируются на хлебобулочных изделиях собственной выпечки, кулинарии, нетрадиционных продуктах. Цены в них несколько выше, но ведь и товар эксклюзивный. В условиях российской действительности немного найдется предпринимателей, рискнувших заняться таким семейным бизнесом. Скорее всего, мелкий бизнес будет разоряться и уступать место сетям.
Сейчас в правительстве создана межведомственная рабочая группа, которая попытается учесть интересы производителей, застройщиков и, разумеется, местных жителей. Но ясно одно, жители новых микрорайонов будут голосовать кошельком.