Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области возбудило дело в отношении ОАО «РЖД» по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». Российские железные дороги неправомерно повысили для ООО «Алтай», ООО «Груз-Сервис», ООО «Эксмаш-Сервис» плату за эксплуатацию путей, обязав компании ежесуточно оплачивать возможность доступа к железнодорожному полотну.
Общества с ограниченной общественностью «Алтай», «Груз-Сервис» и «Эксмаш-сервис» – небольшие предприятия, которым, по роду их деятельности, необходимо пользоваться для отправки или получения грузов подъездными путями. С одной стороны, объем поставок невелик, с другой, – без железной дороги не обойтись. Вот монополист и воспользовался ситуацией. Маленькие предприятия теперь заставляют платить не за фактически отправленные вагоны, а ежесуточно, независимо от того, сколько раз путями пришлось воспользоваться.
«ОАО «РЖД» поставило ООО «Алтай», ООО «Груз-Сервис», ООО «Эксмаш-Сервис» в неравное положение с крупными предприятиями с большим оборотом вагонов, – комментирует руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области Наталия Сибрикова. – Сравните, если плата за эксплуатацию путей для всех одинакова, кому будет выгоднее работать: той компании, которая отправила один вагон, или той, которая сотню вагонов… Плата, которую хочет получить ОАО «РЖД», несоизмерима с доходами заявителей. Очевидные последствия таких действий монополиста – ликвидация этих организаций. Мы будем разбираться с этой ситуацией».
А ситуация, надо сказать, довольно типичная. Монстры российской промышленности, будучи монополистами, стараются придушить «малышей» повышенными тарифами. Если, конечно, это не «свои малыши», то есть предприятия, оформленные на друзей, родственников и родственников друзей. Между тем, в развитых странах, крупные промышленные предприятия, напротив, обрастают малыми, считая их наиболее выгодными поставщиками. Такое сотрудничество, как правило, очень продуктивно и выгодно для обеих сторон, ведь малый бизнес за счет малых издержек может поставлять продукцию значительно дешевле. Вот, например, маленькая мастерская производит одну какую-нибудь деталь для промышленного завода. С одной стороны, эта мастерская всегда обеспечена заказами и при этом не тратит деньги на маркетинговые мероприятия и разработку новой продукции, с другой, – промышленный гигант имеет постоянного надежного партнера и может планировать поставки и по срокам, и по цене.
Такое партнерство очень полезно для экономики страны в целом. Так, например, в США, где такое партнерство особенно развито, малый бизнес составляет до 80 процентов предприятий. А это значит, что в стране мощный средний класс, который стабильно потребляет товары и услуги, что двигает экономику вперед. В России задача создания среднего класса и поддержки малого бизнеса, а по существу доля малого бизнеса в производственном секторе, настолько мала, что точнее было бы говорить создания малого бизнеса, еще только стоит. И пока отношение монополистов к таким малым предприятиям не сменится, вряд ли эту задачу можно будет решить.
А пока ООО «Алтай», ООО «Груз-Сервис», ООО «Эксмаш-Сервис» обратились с жалобой на РЖД в антимонопольную службу, которая сочла, что интересы малых предприятий ущемляются, и контрагенту навязывают невыгодные для него условия договора. Будем надеяться, что дело, которое возбуждено, будет доведено до логического конца. Когда масса таких обращений дойдет до критической, возможно, в нашей стране, появится-таки средний класс. И мы все с вами станем богаче.